Современная семья: особенности, кризис и тенденции трансформации

Власова Н.В.

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии личности
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

 

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа постмодернистских тенденций глобализации, индивидуализации, постматериалистических ценностей и их влияния на развитие современной семьи. Рассматриваются эволюционная и кризисная концепции трансформации института семьи.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, кризис, трансформация семьи

 

Интерес исследователей к тематике семьи актуализирует проблему сохранности семьи, как института, в условиях постиндустриальной действительности. Обзор научных публикаций, по проблемам брачно-семейных отношений, позволяет констатировать тот факт, что многие исследователи сходятся во мнении о существующем на сегодняшний день кризисе семьи и выраженных тенденциях ее трансформации. Психология семьи как малой группы и социального института остается актуальной темой фундаментальных, прикладных и междисциплинарных исследований, поскольку семья выступает не только социальным индикатором состояния общества, но и фундаментом воспроизводства человеческого потенциала и социализации личности.

На протяжении последних 60 лет в условиях постиндустриальной действительности произошли глобальные изменения. Постмодернистские тенденции глобализации, индивидуализации, постматериалистические ценности, способствовали изменению не только качества жизни современного человека, но и трансформировали его отношение к самой жизни. На фоне повышения качества жизненного уровня, развития информационных технологий развивается и новая система ценностей личности. Изменяющееся общество - изменяет и человека, формирует новые устремления, мотивы и потребности. На смену материалистическим ценностям личности приходит постматериалистическая направленность, детерминирующая процессы самоактуализации, самовыражения и раскрытия своего творческого потенциала. Личность устремлена на решение психологических, эстетических, социальных, моральных проблем. Возможно, именно данными устремлениями можно объяснить возрастающий интерес населения к психотерапии, участию в различного рода группах и движениях ( общественных, благотворительных, терапевтических, интернет сообществах). Терапевтическая ценность и функция семьи нивелирована замещающим объектом – группой. Психологическим механизмом фиксации личности на индивидуалистических устремлениях может выступать нарциссическая самоидентификация, когда центром истинных переживаний выступает «Я», а не другой, даже при выраженных благотворительных мотивах. Отношения «Я-другой» строятся на нарциссических поисках иллюзии и идеализации, экспансивных тенденциях соблазнения и выживания. Как отмечали Делез и Гаттари в «Анти-Эдипе», делом чести для нарциссизма является «отвратительное желание быть постоянно любимым» [1, с.95]. Таким образом, постматериалистические ценности поддерживают индивидуалистическую направленность личности. Парадигма постиндустриального общества определила новые векторы развития не только социальных структур и институтов, но и организации частной жизни.

Возрастающие тенденции индивидуализации закрепляют нормативность выстраивания личной жизни в формате люди-соло. Становится гораздо удобнее жить по одиночке. Индивидуализм, это уже не тенденция, а реальность, в которой жизнь-соло декларируется как ресурс для творчества и самореализации личности. Позднее вступление в брак, средний возраст 25-34 года, и рост числа разводов обуславливают возрастающую тенденцию увеличения количества одиноких людей. В недавно вышедшей книге «Жизнь соло…Новая реальность» Эрик Кляйненберг – социолог, доктор философии Нью-Йоркского университета, пишет: « Трансформация инфраструктуры крупных городов, популярность социальных сетей, изменение психологического восприятия одиночества - всё это приводит к тому, что многие современные горожане выбирают жизнь соло. Тренд к увеличению одиночек в обществе постепенно меняет и само общество. Одна из причин популярности жизни в одиночку состоит в том, что она никого ничем не связывает» [ 2, с 3].

Процессы глобализации в мире обусловили социальную неопределенность и множественность социально-экономических и культурных изменений в обществе. Динамичность и напряженность условий современной жизни повлекли за собой необратимые процессы все возрастающей миграции населения как внутри стран Украины и России, так и за их пределами. Идея мультикультурализма, как проявление толерантности к нормам и ценностям другой культуры, актуализирует проблему межкультурного диалога. В условиях интенсификации взаимодействия культур обостряется проблема самоидентификации, сохранения национальной идентичности, традиций, языка, исторического опыта. Релятивистские установки в постиндустриальном обществе обусловили процесс размывания нормативной системы, регулирующей спектр представлений о содержании семейных ролей и способах их реализации. Неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между людьми, порождает состояние аномии в обществе, когда расхождение между декларируемыми ценностями и целями общества и существующими способами их достижения и реализации вступают в противоречие [3;4].

Кризис семьи стал очевиден в развитых странах Европы. Индикаторами кризиса европейской семьи выступают социокультурные процессы, связанные со снижением брачной рождаемости, увеличением числа разводов, повышением доли детей, рожденных вне брака, либерализаций семейных нравов и половой морали. Так, например, о диверсификации форм семейных отношений в странах Европы и Америки свидетельствует легализация юридических прав и личностных свобод граждан однополых браков. В Финляндии и Швеции 40% опрашиваемых респондентов отмечают, что для рождения ребенка вовсе не обязательно наличие двух родителей. Во Франции около 35% опрашиваемых респондентов считают семью «пережитком» прошлых отношений. В Китае отмечаются три проблемы: возрастание количества детей сирот, разделенных семей и одинокой старости. Общее число брошенных детей в Китае приблизилось к миллиону в 2014 году [4]. Согласно данным Росстата, в целом по России в 2015 году на 1 тыс. браков приходится 734 развода, тогда как в прошлом 2014 году – 806. Количество разводов в России сократилось на 13% по сравнению с 2014 г. [5]. По данным Держстата Украины, в 2015 г. на 1 тыс. населения приходится 7,8 браков и 3,3 разводов [6]. Наиболее частыми причинами разводов выступают: измена, отсутствие жилья, нарушение репродуктивной функции супругов, раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени, употребление алкоголя и наркотиков. Границы постмодернистской семьи отличаются взаимопроникновением домашнего, рабочего и социального пространства. На фоне со-присутствия супругов в семье, отмечаются тенденции эмоциональной дистантности в супружеских отношениях.

Трансформация института семьи рассматривается как перманентный, необратимый процесс, характеризующий изменение в структурно-функциональных и ролевых аспектах семьи. Экономическая и социальная эмансипация женщины приводит к трансформированию реализуемых семьей функций и норм поведения супругов. Отмечается, что в организации жизнедеятельности семьи снизилась роль репродуктивной функции и ведения домашнего хозяйства. Домашний труд значительно упростился за счет появления на рынке различного вида бытовой техники. Женщины стали менее вовлечены в ведение домашнего хозяйства, что позволило им повысить свой коэффициент трудового участия и быть востребованной в различных сферах профессиональной деятельности. Семья перестала быть источником самореализации для женщины. Меняется роль семьи и баланс социальных ролей мужчины и женщины в обществе. В постиндустриальном обществе утверждается тип женщины, для которой карьера, материальная независимость становятся не менее значимыми, чем материнство и семья.

Можно выделить две концепции трансформации семьи в современном мире - эволюционная концепция и кризисная концепция. Сторонники эволюционной концепции считаю, что семья приспосабливается к новым условиям развития общества путем разнообразия форм своего существования. Появление современных типов семьи обусловлено ценностями постиндустриального общества, ориентирующими личность на самореализацию и предоставляя новые возможности для самовыражения. Модернизация семьи в рамках данной концепции рассматривается как, элемент модернизации общества.

Сторонники эволюционной концепции (С. И. Голод; Т. А. Гурко), иначе интерпретируют проблемы семьи:

  1. Брак теряет монополию на сексуальность, возникает необходимость легализации в социальной морали внебрачный статус сексуальности.
  2. Развод связан с процессом распада патриархальных отношений и развитием эгалитаризма. Трансформация брака делает развод нормальным явлением и его атрибутом.
  3. Нуклеаризация, рост разводов, снижение рождаемости являются необходимым процессом освобождения женщины от императивов патриархальной семьи. «Женщина-хранительница домашнего очага, мужчина-добытчик» перестают быть ролевой моделью семьи [7;8].

Ценность индивидуальной свободы выбора семейных ролей, как вариант идеального поведения в современном обществе указывает на то, что современная семья не может иметь нормативно приемлемого идеала, а существует в разнообразных формах и отношениях

Сторонники кризисной концепция (А.И. Антонов, В.М. Медков) акцентируют внимание на утрате семьей ее основных функций, изменении ролевой структуры и трансформации института брака. Сторонники данной концепции имеют свою точку зрения в интерпретации проблем кризиса современной семьи. Кризис современной семьи связывают с кризисом идентичности личности современного человека и с освобождением семьи от формы санкционированного брака. Семейно-брачные отношения становятся абсолютно частным вопросом и регулируются не традиционными ценностями и этическими правилами, а личными предпочтениями и установками. Как отмечают ученые, особое значение в обострении кризиса идентичности, играет поликультурность и социальная травма, когда разрушение смыслов и значений социальной реальности, обесценивание накопленных предшествующим жизненным опытом правил социальных действий, традиционных ценностей приводит к нарушению устоявшегося образа жизни, и ломке привычных стратегий поведения и форм существования [7;8;9]. Индивидуализация системы ценностей личности способствовало переходу семьи от унифицированной модели к плюралистическим формам брачно-семейных отношений [10].

По мнению сторонников кризисной концепции, заменить устоявшиеся в истории традиционные формы семьи не сможет ни одна из модернизированных современных форм брака, поэтому актуализируется необходимость повышения роли государства в поддержке жизнедеятельности семьи в современных условиях жизни.

Особо остро сегодня стоит вопрос прокреационной функции семьи. Демографы констатируют парадоксальную тенденцию: на фоне роста благосостояния населения наблюдается снижение рождаемости. По данным Росстата численность населения России на 1 января 2016 г. составляет 146 млн. человек. Прогноз российских демографов из Центра демографии и экологии человека (ЦДЭЧ) и экспертов ООН для России на ближайшие сто лет представляет собой две серии сценариев будущего, которые авторы прогноза называют экстраполяционными и стабилизационными. Сценарии данных прогнозов отталкиваются от наблюдаемых в последние десятилетия тенденций трех главных демографических процессов — рождаемости, смертности и внешней миграции. Если оставить благоприятное соотношение тенденций рождаемости и смертности в настоящее время, для нормализации демографической ситуации в России необходимо, чтобы миграционный приток населения ежегодно составлял от 600 до 800 тыс. человек в год [5]. По данным показатели демографической и социальной статистики за период январь-февраль 2017 г., численность населения Украины уменьшилась на 42,9 тыс. человек. Численность населения Украины на 1 марта 2017 года составляет 42541,6 тис. человек, природный прирост сократился – на (– 45.888), а в 2016 году данный показатель составил ( – 42.679) человек [6].

Многомерные изменения структурно-функциональных отношений в семье произошли за достаточно незначительный промежуток времени, что способствовало изменению сложившихся традиционных представлений о семье. Укрепление жизнедеятельности семьи, в реалиях постиндустриальной действительности, возможно при условиях проводимой планомерной государственной политики, приоритетной целью которой должна выступать разработка новой идеологии семьи. Особое внимание в направлении стратегии государственной политики должно отводится укреплению престижа семьи и преемственности поколений, ценности родительства и детства, а также оказанию реальной помощи и поддержке молодой семьи.

 

Список использованной литературы:

  1. Французская психоаналитическая школа/ Под редакцией А.Жибо, А.В. Россохина. – СПб.: Питер 2005. – 576 с.
  2. Кляйненберг Э. «Жизнь соло…Новая реальность» Режим доступа: http://www.rulit.me/books/zhizn-solo-novaya-socialnaya-realnost-read-356184-1.html Дата обращения (05.05.2017)
  3. Колкутина В. П. Постиндустриальное общество как социокультурная реальность: аксиологический анализ: дис….к.филос.наук. Пермь.,2006 Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/postindustrialnoe-obshchestvo-kak-sotsiokulturnaya-realnost-aksiologicheskii-analiz Дата обращения (29.04.2017)
  4. Кризис института семьи в постиндустриальном обществе: анализ причин и возможности преодоления / [Яновский К. и др.]. – М.: ИЭПП, 2007. – 243 с. илл. – (Научные труды/ Ин-т экономики переход. периода. № 112). Режим доступа: http://iep.ru/files/text/working_papers/112.pdf Дата обращения (30.04.2017)
  5. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography. Дата обращения (06.05.2017).)
  6. Державна служба статистики України. Режим доступа: http://database.ukrcensus.gov.ua/PXWEB2007/ukr/publ_new1/2016/naselen_2015.pdf Дата обращения (11.05.2017).)
  7. Кучмаева О.В., Кучмаев М. Г., Петрякова О.Л. Трансформация института семьи и семейные ценности// Вестник славянских культур 2009. Т.13, № 3 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-instituta-semi-i-semeynye-tsennosti Дата обращения (07.05.2017)
  8. Левая Н.А. Эволюционный подход в оценке кризиса семьи// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения 2014. № 38, С. 42-47 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsionnyy-podhod-v-otsenke-krizisa-semi Дата обращения (10.05.2017)
  9. Авдеева Е.В. Современная семья: проблемы и методологические перспективы исследования/ Вестник славянских культур 2008. Т.10, № 3-4 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-semya-problemy-i-metodologicheskie-perspektivy-issledovaniya. Дата обращения (10.05.2017)
  10. Білоножко Є.П. Трансформація сім'ї в контексті глобальних змін у суспільстві в другій половині хх століття// Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка, Філософія. Політологія, Випуски 84-86/2007. – с. 11-15 Режим доступа: http://ntsaphil.univ.kiev.ua/web/pages/literature/VISNUK84-86.pdf Дата обращения (07.05.2017)

 

До загального списку публикацій

 

Назад