НУЖНА ЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?

П. П. Горностай

Психологическое обеспечение предпринимательства: Матер. межд. симпозиума. - Одесса, 1995. - С. 12-14.

 

Нынешняя конференция свидетельствует о важной тенденции развития отечественного предпринимательства. Если уж бизнес и деловые круги заинтересовались психологическими факторами своей деятельности (а хочется верить, что это именно так), то можно надеяться на появление нового поколения бизнесменов и на возникновение нового вида творчества - предпринимательского.

Как показывает практика, современное поколение деловых людей в своем подавляющем большинстве опирается не на талант, интеллект, творчество (то есть, психологические, личностные факторы), а на совсем другие средства. Среди важнейших предпосылок получения прибыли (и в этом, к сожалению повинны не только бизнесмены, но и объективные экономические условия) можно назвать следующие:

а) наличие достаточно большого стартового капитала, который используется для быстрого и сравнительно несложного оборота (например, перепродажи товаров, денежного обмена или других посреднических услуг) с целью получения быстрой прибыли;

б) отсутствие или недостаток конкуренции, позволающее получать прибыль от монопольно высоких цен без необходимости интенсифицировать деятельность, повышать качество, снижать затраты, себестоимость, цену, и т.п. С этой целью иногда используются даже незаконные методы оттеснения конкурентов;

в) теневые средства, позволяющие использовать нерегламентированные законом (вплоть до запрещенных) методы и виды деятельности, а также скрывать размеры прибыли и вследствие этого уходить от бремени налогов;

г) криминальные методы, делающие основным средством получения прибыли преступления против людей или государства, от рэкета до мошенничества в крупных размерах (пример тому - часть называвших себя "трастовыми" компаний). Как ни странно, подобная "деятельность" в обыденном сознании тоже называется бизнесом.

Совершенно ясно, что для перечисленных форм деловой активности нет необходимости закладывать долговременные основы деятельности, создавать инфраструктуру, систему коммуникации, разрабатывать интеллектуально-емкие технологии, использовать и учитывать психологию людей, то есть опираться на человеческий фактор.

Поэтому многие представители современного бизнеса ради получения сиюминутной выгоды жертвуют тем, что могло бы послужить основой не только для их будущей деятельности, но и для новых поколений предпринимателей, порой не останавливаются даже перед отступлением от морали, что в конечном счете подрывает доверие людей и дискредитирует саму идею предпринимательства.

Однако по-настоящему выгодным оказывается совсем другой подход, хотя вследствие своей неочевидности он понимается далеко не всеми. Наиболее выгодной статьей вложения капитала является человек, его профессиональные, интеллектуальные и другие психологичемкие качества. Но это требует совершенно иной культуры управления деятельностью и владения хотя бы минимальной информацией о человеке, его поведении, то есть знания психологии. С другой стороны, возникает спрос у предпринимательства на совершенно особый вид услуг - на консультации профессиональных психологов.

Такая ситуация только наступает. Об этом можна косвенно судить по рекламным объявлениям из рубрики "Требуются услуги", где почти не упоминается об услугах психологов, в отличие от спроса на юристов, бухгалтеров и секретарш со знанием компьютера. Основная причина этого - сложившиеся традиции, ибо объективная потребность в психологической поддержке предпринимательства совершенно не отвечает почти полному отсутствию рыночного спроса на нее.

Можно выделить две стратегические линии психологической помощи современному бизнесу: 1) Деятельность по подбору, профессионально-психологической оценке и расстановке кадров; 2) Психологическая помощь в решении различных профессиональных задач.

Справедливости ради следует сказать, что некоторые проблемы бизнеса уже успешно решаются средствами психологии (особенно это касается первого направления), появляются прецеденты отбора специалистов с выявлением требуемых психологических качеств.

Но все же, эта деятельность еще довольно редка. Простой анализ тех же рекламных объявлений, касающихся приема на работу, показывает, что ведущее место среди требуемых качеств претендентов имеют опыт соответствующей работы (качество, которое легко и достаточно быстро приобретается) и образование, а на последнем (практически не упоминается) - творческие способности, которые сильно отстают от такого параметра, как возраст (?!). В то же время, совершенно ясно, что умного человека очень легко научить, причем именно тому, чему необходимо. Но даже опытного человека невозможно сделать умным, если он таковым не являлся до сих пор.

Что же касается второго направления, то здесь реальной практики еще меньше. Большая часть существующих услуг касается психологической помощи в сфере общения: разрешение конфликтов, содействие в ведении деловых переговоров, создание имиджа руководителя и т.п. Почти нет опыта решения сложных интеллектуальных и творческих задач в бизнесе средствами психологии.

При всей значимости отбора именно эта последняя сфера все же представляется наиболее важной. Во-первых, прием на работу - это разовая задача, а другие профессиональные проблемы будут возникать постоянно как у самого работника, так и у руководителя. Вовторых, кадровые обновления и перестановки - дело довольно дорогостоящее. Менять людей, заменять их новыми после каждой нерешенной проблемы плохо не только по моральным соображениям. Частая смена персонала связана с периодом адаптации новых специалистов, а это сопряжено не только с моральными, но и с материальными издержками. В-третьих, даже самый совершенный отбор не гарантирует, что вы найдете то, что ищете, ибо даже при безработице талантливых людей будет гораздо меньше, чем истинная потребность в них.

Поэтому основная ставка должна быть сделана на том, чтобы научить человека реализовать имеющиеся у него творческие способности и интеллектуальные резервы (обычно использующиеся не более, чем на 10-15 %). Для этого психология предлагает целый ряд методов: от известных и хорошо себя зарекомендовавших (таких, как брейнсторминг, синектика, ТРИЗ) до новых и перспективных, например, ролевой креативный тренинг, метод решения задач "ревординг" (от англ. rewording - переформулирование) и многие другие.

Творческие методы целесообразно применять как минимум в трех случаях: а) при создании фирмы, когда необходимо выработать стратегию и тактику деятельности, а иногда и сформулировать ведущую идею, на которой будет строиться бизнес (именно идея - это и есть то главное, с чего начинали многие лидеры мирового бизнеса и благодаря чему достигали крупных успехов); б) во время реорганизации, когда возникает необходимость качественной перестройки деятельности; в) при необходимости преодоления "нештатных" ситуаций, когда фирма оказывается под угрозой провала или терпит другие непредвиденные трудности.

Творческие психологические методы могут способствовать решению этих и многих других задач. Об этом свидетельствует опыт применения их автором в самых разных сферах деятельности.

 

 

К общему списку публикаций

 

Назад