Использование рисунка в психодраме и других методах действия

П. П. Горностай

Простір арт-терапії: образи, проблеми, ресурси: Матеріали IV Міжнародної наук.-практ. конфер.- К., 2007. - С. 81-83.

 

Психодрама, как отмечают многие специалисты, имеет большую «методологическую терпимость», то есть легко сочетается со многими практическими методами и подходами, о чем автор уже неоднократно писал [см. 2, 3].

Сочетание психодрамы и арттерапии базируется на представлении о катарсисе, который является необходимым атрибутом психологического воздействия практически всех видов искусства, прежде всего – театральной практики. Одним из таких синтетических жанров психодрамы и арттерапии является драматерапия [4]. Катарсис – это один из основных механизмов экспериентальных психотерапевтических методов, к которым относятся психодрама и арттерапия [см. 5].

Использование арттерапевтических методов в психодраме весьма обширно. Остановимся только на некоторых примерах использования рисунка в психодраматической работе.

Упражнение «Рисунок себя» («Автопортрет»). Цель упражнения – прояснить отношение к себе, обнажить проблемные области. Пример таких проблемных областей: отношение к собственному телу и отдельным его частям (это проявляется в закрытости, недостаточной прорисовке, отсутствии части фигуры, например, нижней); «запрет телесности» (телесной чувственности, иногда сексуальности); прояснение эмоционального состояния, связанного с отношением к себе (проявляется в использовании цветов, характере линий общей композиции и т.д.). «Автопортрет» – это, пожалуй, наиболее популярное упражнение в самых разных подходах. Можно привести пример использования этой техники в синтезе символдрамы и арттерапии с элементами психодрамы [см. 1].

Упражнение «Рисование маски» (обычно – парный рисунок на двух сторонах листа – маска и ее изнанка). Чаще всего используют такой вариант заданий для двух рисунков: «Каким я себя хочу видеть, и каким я не хочу себя видеть»; иногда – «Каким я себя вижу, и каким меня видят окружающие». Упражнение дает возможность прояснить: «Реальное Я» – то, каким я себя вижу; «Рефлексивное Я» – то, каким меня видят другие; «Идеальное Я» ­– каким бы я хотел быть; «Теневое Я» – каким я не хотел бы быть.

Упражнение «Маска на лице», изображаемая с помощью профессионального грима. Эта работа выполняется в парах – участники рисуют маски друг другу, используя художественные образы, метафоры и другие символы. Можно изображать множество характерных элементов: усы и бороду, румянец на щеках, синяки под глазами, морщины, слезы и т.д. Можно менять форму губ, бровей, разрез глаз. Цвет играют не такую важную роль, как в автопортрете, набор цветов здесь более ограничен, приближен к естественному спектру, но все же оттенки могут передавать тончайшие нюансы характера человека. Упражнение «Маски» – это активное воздействие на эмоциональное состояние человека, смелое экспериментирование с имиджем, примеривание на себе разных ролей человека, в том числе и латентных и теневых.

Вообще – в психодраме можно рисовать все, что угодно. Возможности здесь просто безграничные. Рисунок здесь чаще всего используется как сильный разогрев, обостряющий актуальные темы, которые затем прорабатываются в процессе драматизации. Однако, такое упражнение, как «Маски из грима» – это уже начало самого действия, это истинный синтез психодрамы и выразительных изобразительных средств.

После рисования обычно устраивают шеринг, в котором участники делятся впечатлениями, переживаниями и новым опытом, полученным в этом упражнении. Часто участники во время шеринга непосредственно формулируют свои темы и обнаруживают желание играть. Бывают, что в шеринге возникают сильные чувства – слезы, реакции гнева, обиды. Это свидетельствует о разогретости темы и готовности участника к игре.

Психодраматическая игра, следующая вслед за арттерапевтическим разогревом, может не отличаться от классической психодрамы и завершается обычным шерингом. Реже, но все же используют рисунок и в заключительной части психодраматической сессии для рефлексии чувств и мыслей, отреагирования возникавших и не до конца выраженных эмоций.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что синтез психодрамы и арттерапии не только допустим, но является очень плодотворным и результативным. Вообще, современная психотерапия не может оставаться в рамках методически чистых классических канонов. Нет ни одного метода, который не заимствовал бы техники из других направлений, и элементы которого не содержались бы в других подходах. По глубокому убеждению автора, чем богаче методический арсенал психотерапевта, тем более широкий спектр задач и проблем он в состоянии решать.

 

Література

 

К общему списку публикаций

 

Назад