Мифодрама: «Аполлон – охранитель искусства и бог-врачеватель»

П. П. Горностай

Простір арт-терапії: Міф, метафора, символ: Матер. V Міжн. наук.-практ. конфер.- К., 2008. – С. 63-66.

 

Мифодрама - это разновидность психодрамы и социодрамы, которая заключается в инсценировании сюжетов мифологии в тренинговой или психотерапевтической группе с целью проработки заложенных в первоисточнике архетипических конфликтов и других групповых тем. Первым историческим вариантом мифодрамы была библиодрама, строившаяся на сюжетах Библейских мифов. Сейчас это направление использует и другие мифологические системы, прежде всего - древнегреческую, древнескандинавскую и аккадо-шемерскую.

Мифологическое сознание и арттерапия - вещи, на первый взгляд, разные, но их роднит много общего. Мифология была предтечей искусства, а искусство всегда подразумевало кроме эстетического и психотерапевтическое воздействие через катарсис и другие психотерапевтические механизмы. С другой стороны - психотерапия апеллирует к бессознательному клиента в контексте его социального окружения, в том числе, к таким коллективным формам психики, которые связаны с индивидуальной и групповой мифологией. Круг, таким образом, замыкается.

Групповая психотерапевтическая работа (а мифодрама, как разновидность социодрамы и методов действия всегда подразумевает психотерапевтический и социотерапевтический контекст) - это, прежде всего, работа психотерапевта с бессознательным группы. Групповое бессознательное является той средой, в которой происходят важные психотерапевтические изменения, развитие группы и самопознание всех ее участников. В бессознательном (групповом и индивидуальном) сосредоточены корни психологических проблем человека. Но бессознательное малой группы не находится в вакууме, оно включено в систему более глобальных проявлений коллективной психики, вплоть до общечеловеческих архетипов коллективного бессознательного.

Здесь неоценимое значение имеют мифологические сюжеты, в которых сконцентрированы содержания, смыслы и ценности истории и культуры и в которых, по мнению К. Г. Юнга, отражается коллективное бессознательное человечества. При проигрывании мифологических сюжетов происходит как бы "подключение" бессознательного малой группы к общечеловеческому бессознательному. Благодаря этому можно выйти на глубинные темы участников, которые с помощью методов действия могут быть осознаны, проработаны, отрефлексированы, отреагированы и пережиты. Это хороший вариант использования искусства (в данном случае - искусства мифа) в психотерапевтических целях.

Предлагаемая в качестве основы для мастер-класса история античного бога Аполлона является очень созвучной теме конференции "Пространство арттерапии: миф, метафора, символ". Во-первых, это очень красивый миф об одном из самых могущественных и популярных представителей древнегреческого пантеона. Во-вторых, миф об Аполлоне очень богат глубинным содержанием, которое может перекликаться с групповыми жизненными темами участников. В-третьих, этот миф имеет непосредственное отношение к арттерапии, так как повествует о волшебной силе искусства, в частности - о ее психотерапевтическом воздействии. Это, несомненно, будет способствовать саморефлексии участников конференции - настоящих и будущих специалистов по арттерапии.

Сюжет мифа разыгрывается группой под руководством ведущего как массовое драматическое действо. Ход мифодрамы разделен на три части, состоящих из шести сцен. Ведущий знакомит участников с сюжетом, зачитывая текст мифа. Выбираются исполнители для действующих лиц мифодрамы: Лето, Пифона, Делоса, Артемиды, Аполлона, Эрота, Дафны, Кормчего, Жрицы-пифии, Жреца, Асклепия, Орфея, Муз: Каллиопы, Эвтерпы, Эрато, Мельпомены, Талии, Терпсихоры, Клио, Урании, Полигимнии и других (их число может варьироваться в зависимости от количества участников и продолжительности действия).

В первой части происходят злоключения титаниды Лето, гонимой посланным Герой злым драконом Пифоном. Ища защиты, Лето попадает на безжизненный остров Делос, там она рождает Артемиду, которая тут же помогает родиться своему брату-близнецу Аполлону. Рождение Аполлона знаменует возрождение природы и победу жизни над силами зла. Этим заканчивается первая часть мифодрамы.

Вторая часть состоит их двух сцен. Место действия - подножие горы Парнас, обиталище свирепого дракона Пифона. Сперва происходит сцена поединка Аполлона с Пифоном, заканчивающаяся победой молодого бога, возмездием, местью за преследование его матери. Затем Аполлон встречается с Эротом, который наказывает его за гордость и спесь своими стрелами, вызвав у Аполлона неразделенную любовь к нимфе Дафне. Спасаясь от Аполлона, Дафна превращается в вечнозеленый лавр, из которого Аполлон делает венок - символ победителя.

Третья часть состоит из трех сцен, происходящих в храме Аполлона в Дельфах. Первая сцена это предсказания Дельфийского оракула. Сцена строится без предварительного сценария: любой желающий ("посетитель храма") может задать вопрос и получить в ответ "пророчество" богов. Вторая сцена знакомит с сыновьями Аполлона - Асклепием и Орфеем, олицетворяющими две составляющие арттерапии - врачевание и искусство. Действие плавно переходит к заключительной сцене - шествию Аполлона, его сестры Артемиды и девяти муз, покровительниц разных видов искусства.

После каждой части драмы происходит остановка действия и рефлексия переживаний его участников. По завершении действия производится шеринг, в котором все присутствующие делятся своими чувствами, возникавшими у них в процессе мифодрамы. Нужно дать высказаться всем желающим, особенно тем, у которых во время действия возникали сильные переживания. Мифодрама может запускать достаточно сильные процессы, это непредсказуемо и связано с возможными личными проблемами не только тех, кто активно участвовал в действии, но и зрителей. Нужно дать возможность завершения тех чувств и эмоций, которые вызывают сильный психологический дискомфорт. Следует пользоваться всеми средствами дезидентификации и деролинга.

В мифодраме "Аполлон - охранитель искусства и бог-врачеватель" могут быть проработаны следующие глубинные темы:

1. Жизненный сценарий Аполлона и его составляющие:
а) "сценарий победителя" - торжество победы над Пифоном;
б) "сценарий спасателя" - необходимость защиты матери, врачевание;
в) амбивалентность личности (символы "лук" и "кифара"): с одной стороны - жестокий воин, с другой - защитник, покровитель искусства, врачеватель;
г) гордость и спесь - конфликт с Эротом и история с Дафной;

2. Сценарий матери (Лето) и его составляющие:
а) "Трудные роды": гонение Геры, преследование Пифона;
б) запрет на жизнь и его преодоление, рождение детей вопреки жестоким обстоятельствам;
в) воплощение смысла жизни матери в детях (благодаря знаменитым детям Аполлону и Артемиде Лето была допущена на Олимп);

3. Возрождение природы (в связи с рождением Аполлона).

4. Предсказания Дельфийского оракула: человек и тайны его судьбы.

5. Врачевание (Аполлон и его сын Асклепий) и его глубинный смысл.

6. Волшебная сила искусства:
а) Орфей и волшебное (психотерапевтическое) воздействие его музыки;
б) Музы и глубинные смыслы разных видов искусства.

7. Сиблинговые отношения брата и сестры (Аполлон и Артемида).

Не все перечисленные темы обязательно проявляются в драме в полной мере, но отдельные мотивы могут быть специально усилены ведущим, в зависимости от задач, стоящих перед группой. С другой стороны, в разных группах могут спонтанно провоцироваться свои темы, связанные с историей этих групп и с личной историей участников. Важно всем "разогретым" темам уделить внимание и по возможности найти позитивное разрешение.

 

Литература

 

К общему списку публикаций

 

Назад