Психодраматическая супервизия случаев из консультативной практики

П. П. Горностай

Психодрама и современная психотерапия. – 2007. – № 3. – С. 42–45.

 

Понятие супервизии сейчас прочно вошло в профессиональный лексикон психотерапии. Без нее не обходится ни одна серьезная программа подготовки психотерапевтов. Но, тем не менее, эта деятельность до сих пор считается немножко экзотической. В рамках обучающих программ супервизия предусмот­рена, а вот уже практикующие психотерапевты остаются порой на голодном пайке. А ведь им супервизия нужна не меньше, а порой даже больше, чем обуча­ющимся. Но для работающих специалистов организовать регулярную суперви­зорскую практику оказывается порой довольно сложно. Причины здесь разные:

Последний вариант может быть хорошей альтернативой профессиональной супервизии, когда психотерапевты собираются в «группы равных» для обсуждения своих профессиональных проблем. Есть огромная польза даже от стихийно организованных даже не супервизий, а обычных встреч, где разговор с коллегой (на равных) проясняет психотерапевтическую ситуацию, ибо, как минимум, позволяет взглянуть на проблему из новой метапозиции.

Супервизия – это профессионально-консультативная помощь более опытного и квалифицированного специалиста новичку (и не только новичку). Безусловно, на супервизоров необходимо учиться. Это такая же деятельность, как психотерапия или тренерство со своими особенностями и профессиона­льными хитростями. Непрофессиональный супервизор может нанести вред (так же, как и непрофессиональный терапевт), поскольку способен навязать свою ошибочную позицию, запутать ситуацию клиента, внушить ему лишние страхи и опасения. Но в то же время использование групповой психодраматической супервизии снижает эти риски, так как здесь мы имеем дело с множеством точек зрения участников, а психодраматический опыт супервизора (который здесь, несомненно, необходим) поможет достаточно гибко и всесторонне использовать энергию и ресурсы группы.

«Психодраматическая супервизия» – это анализ случаев работы с клиентами с использованием методов психодрамы. Это не супервизия сессий психодрамы, чаще всего – это клиентские случаи индивидуального консультирования и психотерапии, но сам разбор обязательно предполагает использование психодраматических техник. Такую работу наиболее эффективно проводить в группах, состоящих из практиков, желающих получить профессиональную помощь в анализе собственных клиентских случаев. Здесь возможно руководство опытного ведущего (психодраматиста) менее опытными коллегами, а возможны и встречи в «группах равных», но в данном случае нужно, чтобы участники по очереди выступали в роли ведущих (супервизоров-психодраматистов). Описываемую форму психодраматической су­первизии можно реализовать и индивидуально, в режиме монодрамы. В этом случае в качестве «вспомогательных Я» используются пустые стулья.

Автор имеет почти десятилетний опыт групповых супервизий с психологами-консультантами, который доказал свою эффективность благодаря активным формам работы и, как следствие, устойчивому интересу к нему со стороны практиков. Наиболее часто здесь используются такие техники и формы работы, которые фактически представляют собой методический синтез концепций и техник трансактного анализа и психодрамы (см. Горностай, 2007) и хорошо дополняют существовавшие до сих пор супервизорские техники (см. Джейкобс и др., 1997; Уильямс, 2001):

1. «Клиентское интервью». В определенный момент анализа (обычно, наиболее проблемный) супервизируемому предлагается сыграть роль своего клиента. Он садится на приготовленный для этого стульчик и отвечает на вопросы терапевта, роль которого по очереди играют участники группы. Здесь же бывает уместным дублировать протагониста в роли клиента, чтобы помочь прояснить неосознаваемые стороны процесса консультирования.

2. Отработка взаимных переносов и контрпереносов. Для исследования трансферентной проблематики можно воспользоваться техникой, внешне похожей на психодраматическое дублирование. Позади и сбоку от стульев клиента и консультанта ставится по дополнительному стульчику, затем обнаруживается фигура, которая является реальным объектом выражения тех эмоции обоих участников консультативного процесса, которые непонятны терапевту (супервизируемому) и мешают ему в построении терапевтических отношений. Дальше производится разведение этих фигур с фигурами тера­певта и клиента с возможным эмоциональным отреагированием.

3. Работа с разными эго-состояниями. Рядом со стульчиком клиента (иногда – и терапевта) ставится от одного (если нужно исследовать его позицию с точки зрения какого-то одного дополнительного, кроме взрослого, эго-состояния) до 4-х (если ставится задача проанализировать все функцио­нальные эго-состояния). Чаще всего используется 1–2 стула.

Таким образом очень удобно прояснять, например, «детские» эмоции: страх, стыд, обида, вина и т. д. Такая техника позволяет проработать позицию клиента и терапевта в разных ситуациях, например, когда клиент не хочет брать ответственность за себя (Ребенок) или принимает на себя лишнюю ответственность за других (Родитель). Очень полезно это прояснить, когда у терапевта нет четкого отношения к ответственности (например, ког­да он склонен играть роль «Спасателя») или когда происходит манипуляция ответственностью со стороны клиента.

4. «Драматический треугольник». Исследуются три позиции (с помощью трех стульев): «Преследователя», «Спасателя» и «Жертвы», которые поочередно могут занимать клиент и терапевт, взаимодействуя друг с другом. Такая техника очень полезна, когда клиент или терапевт склонны играть различные психологические трансактные игры.

5. «Супервизионное зеркало». Проблемную консультационную ситуацию можно разыграть в ролях, затем сцена повторяется с дублером, а терапевт и супервизор смотрят ее со стороны в «зеркале» и делают ее супервизорский разбор. Терапевт и супервизор могут «поменяться» ролями, терапевт как «супервизор» (направляемый и поддерживаемый реальным супервизором) оказывает супервизорскую помощь «терапевту», которого в данный момент играет дублер.

6. «Супервизионная психодрама». Происходит психодраматическое разыгрывание клиентского случая. Первая сцена – это, как правило, проблемная ситуация во время сеанса с клиентом или при других обстоятельствах или модель проблемы, которая выносится на супервизию. Далее все происходит по логике развития психодрамы с возможным выходом на какие-то личные затруднения терапевта (но в то же время имеющие профессиональную направленность, так как это все же не личная психотерапия консультантов), поиск для него психологических ресурсов, отреагирование каких-то эмоций и т. д.

7. «Супервизионная социодрама». Очень эффективным методом является социодраматическое решение групповых тем, то есть профессиональных тем, спонтанно поднимающихся в группе практиков, которые являются общими для всех и эмоционально затрагивает всех участников. Возможные примеры таких тем: а) перегрузка психотерапевта (когда слишком много раз­ных дел); б) эмоциональная усталость (предвестник эмоционального выгорания); в) недовольство клиентом вплоть до агрессии на него, а также проб­лема «трудных» клиентов; г) нарушение контракта (иногда – обоюдное); д) игры клиентов, в которые втягивается терапевт; е) типичные игры терапевтов (например, «Спасатель», или «Всезнайка»); ж) проблема недостатка клиентов; з) трудности, связанные с оплатой труда психотерапевтов и многие другие.

В психодраматической супервизии можно использовать не только перечисленные техники, но и практически весь методический арсенал психодрамы (см. Шутценбергер, 2007).

Но не следует забывать, что перечисленные техники – это всего лишь инструменты в анализе консультативной проблемы. Главное в такой работе – это опыт и интуиция и творчество супервизора, его понимание ситуации и личности супервизируемого и клиента. Техники лишь позволяют подключить творческий потенциал группы с ее групповым бессознательным, расширить горизонты видения, используя обилие других точек зрения, использовать дополнительные ресурсы супервизируемого, предлагая ему новые психодраматические роли. Использование психодраматических техник позволяет ре­шать проблему на разных уровнях: рациональном, эмоциональном, телесно-двигательном, а не только на интеллектуальном, как это часто происходит при традиционной супервизии.

Психодраматическая супервизия доказала свою эффективность и сейчас успешно применяется автором в рамках 2-летних программ профессионального обучения психологов-консультантов наряду с другими формами обучения (см. Горностай, 2005).

 

Литература


Резюме.
В статье описывается использование психодраматических техник в групповой супервизии. Анализ случаев из консультативной и психотерапевтической практики происходит гораздо эффективнее с привлечением таких техник, как «клиентское интервью», «драматический треугольник», «супервизионное зеркало» и других. Психодраматическая супервизия успешно применяется в профессиональном обучении психологов-консультантов.

П. П. Горностай. Психодраматична супервізія випадків з консультативної практики
В статті описується використання психодраматичних технік в груповій супервізії. Аналіз випадків з консультативної та психотерапевтичної практики відбувається значно ефективніше з залученням таких технік, як «клієнтське інтерв’ю», «драматичний трикутник», «супервизійне дзеркало» та ін. сиходраматична супервізія успішно застосовується в професійному навчанні психологів-консультантів.

P. P. Gornostay. Psychodramatical Supervision of Counseling Cases
The article describes using of psychodramatical techniques in group supervision. Case studies in counseling and psychotherapeutic practices may be more effective if to use such techniques, as the “Client interview”, “Drama triangle”, Supervision mirror” etc. Psychodramatical Supervision is successfully applying in professional education of counselors.


 

К общему списку публикаций

 

Назад