Синтез различных методов психотерапии в семейно-родовом контексте
[Электронный ресурс]

П. П. Горностай

Сборник материалов I Международной мультимодальной конференции по психодраме, арт-терапии и гештальт-терапии «Встреча. Творчество. Контакт" 09-12 февраля 2012 г. - М., 2012. С. 26-32.

 

Среди множества различных социальных групп, в которых живет и развивается человек, наибольшей значимости, как в плане глубины и интенсивности, так и в плане влияния на формирование личности, имеют семейные группы, или шире - семейные системы. Они бывают различными по уровню: малые - семья как группа проживающих вместе и постоянно взаимодействующих людей, связанных друг с другом родственными узами; средние - род как община, где нет постоянного взаимодействия всех со всеми, но, тем не менее, сильны связи и взаимовлияния. Эти малые и средние группы находятся в пространстве групп большего масштаба - этносов, племен, социокультурных сообществ и социумов и т. п.

Между группами разного уровня прослеживается сквозная аналогия, которая может быть описана с помощью «фрактального эффекта» [5]. Понятие фрактала, заимствованное из теории хаоса, отражает закономерности подобия малого большому, которые на примере социальных систем тесно связаны с групповой идентичностью и опираются на феномен бессознательного, присущего не только индивидуумам, но и разным социальным группам [4]. Эта аналогия доказывает общую социально-психологическую природу групп разного масштаба и является методологическим основанием интеграции разных психотерапевтических подходов, работающих с семейно-родовыми системами.

Значимость семейно-родового контекста для человека заключается не только в его влиянии на развитие личности (которое происходит не иначе, как в системе семейных отношений), но и в создании предпосылок для психологических проблем человека. Семья по уровню травматизации и причинной обусловленности различной психопатологи, которая в ней формируется, опережает все другие негативные факторы. Кто-то справедливо назвал семью «колыбелью неврозов».

Профессиональная психотерапия не может игнорировать этот факт и, исследуя генезис психологических проблем, обязательно должна учитывать закономерности их возникновения и развития в контексте семейно-родовых отношений. Здесь разные подходы имеют много точек соприкосновения в описании механизмов патогенного влияния этих отношений на развитие личности. Семейная система уже сама по себе является интегрирующим (и системообразующим) началом, способным стать основой объединения разных психотерапевтических подходов. Вопрос интеграции психотерапии не нов и поднимался представителями разных теоретических ориентаций. Автор данной статьи тоже внес определенный вклад в это движение, рассматривая четыре модели интеграции, соответствующие разным позициям психотерапевтических подходов по отношению друг к другу [3, с. 233-237].

Существуют и другие критерии сближения различных научных школ. Остановимся кратко на наиболее популярных подходах, где семейно-родовой контекст является необходимым, основополагающим, принципы которых построены на работе с семейными системами. Так или иначе, все психотерапевтические подходы имеют дело с семейным содержанием, но, тем не менее, есть такие, где эта работа становится приоритетной.

Мы не можем не назвать психоанализ, который первый в истории психотерапии рассмотрел семейный генезис психологических проблем человека. В рамках психоаналитического подхода развивается теория объектных отношений, которую можно рассматривать в семейном контексте, а многие закономерности развития психологических трудностей человека, связываются с эдипальной проблематикой, а именно - непроработанными проблемными отношениями с родителями в раннем и дошкольном детстве.

Несомненно, среди разных подходов по полноте и глубине охвата семейно-родовых отношений в содержании психотерапевтической работы приоритет принадлежит системной семейной терапии. Кроме теории семейных систем Мюррея Боуэна [8], представляет интерес миланская школа системной семейной терапии, рассматривающая семейные мифы, как функционирование группового (семейно-родового) бессознательного. Трансгенерационный подход посвящен закономерностям передачи (как сознательной, так и бессознательной) семейно-родовой информации между поколениями или между отдельными частями семейно-родовых систем. Важной составляющей этого направления является концепция «семейной лояльности» [12] и концепция, основывающаяся на закономерностях синдрома годовщины, семейных повторений и т. п. [11]. Метод системных семейных расстановок использует моделирование так называемого «поля», представляющего собой не что иное, как групповое бессознательное в семейно-родовых системах [9].

Трансактный анализ является еще одним направлением психотерапии, не только работающий с семейным содержанием, но и использующий семейно-родовой контекст в методологии и теоретических концепциях развития психологической проблематики клиента. Классическая школа трансактного анализа исследует индивидуальные, семейные и родовые сценарии, формирующиеся в информационном поле семейно-родовых отношений: родительские и родовые послания (напр., сценарные запреты), родительское программирование и матрицу сценария [1; 10]. Одной из современных школ трансактного анализа является школа катексиса, опирающаяся на концепцию симбиоза и использующая довольно популярную трансактно-аналитическую методику «перевоспитания» (reparenting) [17]. Она заключается в построении модели детско-родительских отношений между клиентом и психотерапевтом, в контексте которых осуществляется психотерапевтическое воздействие на патологически нарушенное Родительское эго-состояние клиента. Представляет интерес также трансактная методика «Родительского интервью» [15].

Психодрама и социометрия в не меньшей степени опирается на семейно-родовой контекст, и здесь особый интерес представляет концепция социального атома [6; 16], который является социометрическим аналогом семейно-родовой системы. Одной из разновидностей методов действия является социодрама, которая работает с конфликтными взаимоотношениями в больших и средних социальных группах, в том числе и семейно-родовых системах, в этнических и других социальных средах [14; 16].

Существует много примеров интеграции психотерапии. Один из самых ярких и удачных - это синтез трансактного анализа и психодрамы, как пример интеграции развитой теории и практической методологии [3, с. 237-242]. Трансактная психодрама сильна охватом практически всего диапазона психологической проблематики. Трансактный анализ является аналитическим методом и использует рациональные методы для исследования проблем. Психодрама относится к экспириентальному подходу и тяготеет к действию, экспрессии, эмоциональному выражению. Склад психической жизни человека может опираться на различный баланс между рациональным и эмоциональным способами реагирования и восприятия мира. Сочетание трансактного анализа и психодрамы (или шире - группы экспириентальных методов, к которой также относится экспрессивная терапия и арт-терапия) позволяет учитывать самые разные особенности человеческих проблем и индивидуальности клиентов.

Правомерны и другие принципы интеграции, которые могут строиться на «временном» и «пространственном» измерениях. Первое их них рассматривает семейно-родовой контекст во временном развертывании: от индивидуальной истории клиента (индивидуальных травм) до истории рода (непереработанных травм предков и родовых посланий), а от него к истории этноса или социума с трансгенерационной передачей информации (например, последствий коллективных травм в обществе) [2; 7; 14; 18]. «Пространственное» измерение ориентирует нас на разный масштаб семейных и социальных систем: от малой группы (семьи) к средним группам (роду), а от них к большим группам (этносам, классам, социокультурным сообществам).

Индивидуальная история клиента в контексте его семьи эффективно исследуется методами трансактной психодрамы (как сочетание этих двух подходов). Метод системных семейных расстановок направляет исследование в глубину истории рода, рассматривая более высокий уровень семейных систем. Социально-исторический контекст исследуется методами трансгенерационной психотерапии, социодрамы и мифодрамы (работающей с архетипами коллективного бессознательного). Можно сделать вывод, что группа экспириентальных методов (психодрама, социодрама, метод системных расстановок, экспрессивная терапия, арт-терапия) сама по себе является очень плодотворным подходом [см., например, 13], а в сочетании с практически ориентированной теорией трансактного анализа является самодостаточной и исчерпывающей системой и блестящим примером интеграции психотерапии.

Этот синтетический подход охватывает практически все масштабы семейно-родовых систем (как во временном, так и в пространственном измерениях). Ему «по плечу» очень широкий спектр психотерапевтической проблематики клиентов - практически все виды трудностей, с которыми имеет дело практика психологической помощи человеку, могут быть доступны для анализа и психотерапевтической проработки. Однако, несмотря на такое разнообразие приложений, в фокусе этого подхода все же находится семья как малая группа, где происходят наиболее важные для человека процессы его формирования. Здесь закладывается фундамент практически всех личностных ресурсов, которые сможет использовать взрослый человек, но отсюда берут истоки и большинство будущих проблем, мешающих этими ресурсами распорядиться. В этом замечательный парадокс семьи как социально-психологического и психотерапевтического феномена и огромные возможности для эффективной психотерапевтической помощи, ориентированной на семейно-родовой контекст.

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
  2. Де Гольжак В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Пер. с франц. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. - 233 с.
  3. Горностай П. П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психо­логии личности. – К.: «Интерпресс ЛТД», 2007. – 312 с.
  4. Горностай П. П. Связь процессов групповой динамики с групповой структурой и групповой идентичностью // Наук. студії із соц. та політ. психології. - К., 2011. - Вип. 29 (32). - С. 43-54.
  5. Донченко Е. А. Фрактальная психология (Доглубинные основания индивидуальной и социальной жизни). - К.: Знання, 2005. - 323 с.
  6. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2001. - 384 с.
  7. Наор Я. Театр Холокоста // Психодрама и современная психотерапия. – 2005. – № 4. – С. 15–30.
  8. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика // Под ред. К. Бейкер и А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2005. - 496 с.
  9. Хеллингер Б. Порядки любви: как жизнь и любовь удаются вместе / Пер. с нем. – М.: Институт Консультирования и системных решений, 2007. – 348 с.
  10. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.
  11. Шутценбергер А. А. Психогенеалогия: Как излечить семейные раны и обрести себя / пер. с франц. - М. : Психотерапия, 2010. - 224 с.
  12. Boszormenyi-Nagy I., Spark G. V. Invisible Loyalties: Reciprocity in Intergenerational Family Therapy. – New York : Brunner/Mazel, U.S.A., 1984. – 408 p.
  13. Carnabucci K., Anderson R. Integrating Psychodrama and Systemic Constellation Work: New Directions in Action Methods, Mind-Body Therapies and Energy Healing. - Jessica Kingsley Publishers, 2011. - 192 p.
  14. Kellermann P. F. Sociodrama and Collective Trauma. – London : Jessica Kingsley, 2007. – 191 p.
  15. McNeel J. R. The Parent Interview // Transactional Analysis Journal. - 1976. - Vol. 6, № 1. - P. 61-68.
  16. Moreno J. L. Who shall survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. - Beacon, N. Y.: Beacon House, 1953. - 763 p.
  17. Schiff J. L. Reparenting schizophrenics // Transactional Analysis Bulletin. - 1969, Vol. 8, No 31. - P. 47-63.
  18. Volkan V. Bloodlines: from ethnic pride to ethnic terrorism. – New York : Farrar, Straus and Giroux, 1997. – 280 p.

 

 

К общему списку публикаций

 

Назад