Персональный сайт психолога Павла Горностая
| Главная | Новости | Психология | Психотерапия | Психодрама | Транзактный анализ | Тренинги | Публикации | Афоризмы |

 

Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев

        Многие из вас, наверное, читали книги Эрика Берна "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры". Их автор - создатель транзактного анализа (ТА), научной теории, которая сейчас с успехом применяется в самых разных отраслях психологической практики: в психотерапии и консультировании, в различных тренингах, в бизнесе, в образовании и т.д. С помощью ТА можно решать самые разные задачи, связанные с взаимоотношениями между людьми, с общением, с развитием личности и преодолением психологических проблем.
        ТА - это на сегодняшний день достаточно сложная, развитая и многогранная психологическая и психотерапевтическая система. Она включает в себя интересную и оригинальную теорию личности и межличностного взаимодействия, а также систему практических методов, ориентированных на множество областей практики.

Состояния "Я"

        Состояния "Я" или эго-состояния (ЭС) - это одно из самых основных понятий транзактного анализа. В разные моменты времени мы бываем в одном из 3-х состояний:
        "Ребенок" - когда мы свободно отдаемся своим чувствам, открыто выражаем потребности, погружаемся в воспоминания о собственном детстве, а также когда мы кому-то беспрекословно подчиняемся, чего-то боимся или перекладываем на кого-то свою ответственность;
        "Родитель" - когда мы пытаемся отстаивать нормы и стереотипы, когда-то навязанные нам собственными родителями, когда мы не пытаемся критически их осмыслить, когда мы кем-то управляем, кого-то поучаем, о ком-то заботимся или берем на себя ответственность за кого-то;
        "Взрослый" - когда мы включены в ситуацию "здесь-и-теперь", адекватно и критически используем всю актуальную информацию, которую предоставляет действительность, а также критически перерабатываем прошлый опыт, опираемся на собственные силы и способности, берем всю ответственность за собственные чувства и поведение на себя.
        ЭС изображаются в виде 3-х кружочков, что превратилось в своеобразную эмблему или марку ТА.
        В зависимости от актуального ЭС взаимодействие и взаимоотношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой строятся по-разному. От того, как мы умеем владеть своими состояниями, зависит успешность в самых разных сферах, в том числе в собственной реализации как личности.

        Транзакция - это еще одно базовое понятие ТА (которое дало само название этой теории). Трансакцией мы называем элементарную единицу взаимодействия (обращение - ответ), строящегося с использованием модели ЭС людей. Трансакции бывают явные и скрытые, например, если прямое высказывание обращено к Взрослому ЭС, то его подтекст может обращаться либо к Детскому, либо к Родительскому ЭС.

Психологические игры

        Теория игр - это еще одно интересное приложение ТА. Игрой мы называем последовательность скрытых трансакций, с целью получить "выигрыш" в виде приятных или неприятных чувств, переживаемых каждой из сторон. Как правило, игры развиваются по определенной схеме и имеют предсказуемый исход. Важным моментом игры является "переключение" из одной роли в другую, или из одного ЭС в другое, что происходит неожиданно для противника.
        Хотя нам кажется, что с помощью игр мы решаем свои проблемы, но на самом деле это не так, мы лишь подпитываем их, иногда усиливаем, а в целом - они только подтверждают жизненный сценарий человека. В психологических играх не бывает настоящего выигрыша, а бывает лишь расплата.
        Игры - это, как правило, неосознанные формы поведения. Часто люди не догадываются, что играют в игры, просто они не способны к настоящей искренности или не верят, что открытое общение может привести к успеху. Игры не всегда безобидны. По Э. Берну бывают три уровня последствий от игры: игры 1-й степени - заканчиваются простым конфузом или отрицательными эмоциями; игры 2-й степени уже могут приводить к социальным последствиям (например, развод или увольнение с работы); игры 3-й степени имеют серьезные последствия для здоровья вплоть до смертельного исхода.
        В теории ТА также рассматривается так зазываемый "эмоциональный рэкет", когда мы вымогаем определенные чувства у других, или свои истинные чувства "подменяем" другими, которые считаем более выгодными в общении, чтобы добиться каких-то целей. Эмоциональный рэкет может быть преддверием или дебютом игр.

Сценарии жизни

 
П.Горностай и М.Гулдинг
П. Горностай с современным классиком транзактного анализа Мэри Гулдинг
 

        В своей жизни мы руководствуемся неким неосознаваемым планом жизни, который в теории ТА называется "скрипт" или "жизненный сценарий". Важными элементами сценария являются запреты и предписания. Согласно им одни формы активности запрещаются, а другие предписывается обязательно осуществлять. Запреты и предписания первоначально исходили от родителей, но постепенно стали руководством к действию самого человека. Авторами этой концепции являются Роберт и Мэри Гулдинг.
        В сценарии могут быть запрещены какие-то чувства или действия. Это означает, что в детстве такое поведение запрещалось, осуждалось, или создавались условия, когда проявлять его было невыгодно или попросту опасно. Вырастая, человек продолжает избегать такого поведения, как бы запрещая его сам себе. Например, человек может запрещать себе гневаться. Но так как эмоциональная энергия требует выхода, то он либо подменяет эту эмоцию какой-то другой (например, обидой), либо направляет гнев вовнутрь, гневается на самого себя. Это чревато различными последствиями от проблем в коммуникации до болезней (психосоматических заболеваний).
        Один из самых страшных запретов - "Не живи". Он формируется, когда ребенок, рождаясь, почему-то оказывается нежеланным. С детства он часто явно или неявно слышит что-то наподобие: "Лучше бы ты не родился". Всю дальнейшую жизнь такой человек постоянно ощущает ненужность своего существования. Излишне говорить, что этот запрет может лечь в основу сценария самоубийцы.
        С запретами жить трудно, например, запрет "Не будь важным" заставляет постоянно думать о себе как о человеке ничтожном, не достойном внимания. Но запреты могут быть частично отменены позитивными директивами (они называются контрпредписаниями). Модель такого поведения называется "драйвером". Например, человек чувствует свою неважность, но если он все время стремится к совершенству, он может чувствовать свою значимость, следовательно, быть в состоянии комфорта. Таким образом, драйвер "Будь совершенным" снижает пагубность запрета "Не будь важным". Но это хорошо лишь на первый взгляд. На самом деле мы получаем условное благополучие. Пока человек выполняет условие сценария (например, стремится к совершенству), он благополучен. Как только он перестает его выполнять, он перестает быть таковым. Но ни одна директива не может выполняться постоянно. Следовательно, человек будет периодически попадать в ситуации неблагополучия, он будет рабом этого предписания, подчиняя ему всю свою жизнь. Разумеется, от такой зависимости нужно избавляться.
        Одним из основных свойств жизненного сценария является неосознанное стремление человека всегда попадать в такие жизненные ситуации, которые этот сценарий подтверждают. Например, если у человека сценарий "Неудачника", то он будет выбирать ситуации, где сможет потерпеть неудачу, а ситуаций, сулящих успех, он будет избегать, не веря, что справится с ними. Таким образом, можно сделать вывод, что свою судьбу (удачную или неудачную) человек творит сам, согласно сценарию, хотя и не осознает этого.
        Понимание природы сценариев нужно для того, чтобы осознанно справится со связанными с ними проблемами. Но ошибочно думать, что следует исправить "плохой" сценарий, заменив (переписав) какие-то его части более хорошими. Такие исправления будут лишь половинчатым решением. Истинной целью самореализации должно стать освобождение от сценария как такового, возможность стать автономной личностью, человеком, который сам (а не его сценарий) управляет собственной жизнью и судьбой.

*  *  *

Популярность во всем мире книг Э. Берна иногда является причиной того, что у многих людей, знакомых лишь с основными понятиями ТА, создается впечатление, что они об этом знают все, что это очень просто и примитивно. На самом деле теория ТА достаточно сложна и совершенна. Она активно развивается сейчас, спустя несколько десятилетий после смерти Э. Берна. По своей теоретической и практической значимости ТА может успешно поспорить, например, с психоанализом. Естественно, изложенные на этой странице тезисы - это лишь маленький эскиз той сложной и многообразной системы, которой является ТА. Чтобы познакомиться с ней поближе, можно обратиться к литературе, список которой находится рядом.

 

Внимание!
Программа подготовки психологов-консультантов

Если Вы имеете психологическое образование и начинаете собственную практику, но у Вас маловато опыта и профессиональных навыков, то Вам могут помочь профессиональные курсы психологов-консультантов.     Подробнее... >>>
 

 

 

Э. Берн - основоположник транзактного анализа

Эрик Берн

Эрик Берн (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр. В 1961 г. он издал книгу "Трансакционный анализ и психотерапия", в к-рой изложил основы своего метода и свое понимание структуры и функции личности. Его книга "Игры, в к-рые играют люди" (1964), первоначально предназначенная для профессионалов, стала бестселлером. Берн основал "Журнал транзактного анализа", который издается созданной им Международной ассоциацией транзактного анализа.


Основные книги по транзактному анализу:

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
  • Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Пер. с англ. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
  • Берн Э. Секс в человеческой любви: Пер. с англ. - М.: Московский кадровый центр, 1990. - 113 с.
  • Берн Э. Групповая психотерапия: Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2000. - 464 с.
  • Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Пер. с англ. - Екатеринбург: Литур, 2000. - 320 с.
  • Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика / Пер. с англ. - М.: Класс, 1997. - 288 с.
  • Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. - М.: Изд. гр. "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. - 336 с.
  • Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ - восточная версия. - М: Академический проект, ОППЛ, 2002. - 496 с.
  • Макаров В. В., Макарова Г. А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России - М: Академический проект; М.: Трикста, 2004. - 112 с.
  • Стюарт Й., Джойнс В. Современный транзактный анализ: Пер. с англ. - СПб.: Социально - Психологический Центр, 1996. - 332 с.
  • Стюарт Й., Джойнс В. Основи ТА: Транзакційний аналіз: Пер. з англ. - К.: ФАДА, ЛТД, 2002. - 393 с.
  • Харрис Т. А. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. - М.: Соль, 1993. - 176 с.
  • Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
  • Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики: Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2003. - 303 с.
  • Штайнер К. Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки / Пер. с англ. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 255 с.
  • Шустов Д. И. Руководство по клиническому трансактному анализу. - М.: Когито-Центр, 2009. - 367 с.

Электронный журнал транзактного анализа в Интернете:

ITAA

Transactional Analysis Journal Internet


Контакты:

 
  • Телефоны: +38 (067) 235-53-49;
    +38 (050) 295-13-80;  +38 (093) 679-14-51 
  • Тел./Факс: (044) 425-45-56
  • E-mail: pavelgorn13@gmail.com


Этими координатами можно воспользоваться для записи на консультацию или в терапевтическую группу
(цены доступные)

 

| Главная | Новости | Психология | Психотерапия | Психодрама | Транзактный анализ | Тренинги | Публикации | Афоризмы |

 

© 2004-2017   П. П. Горностай

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru bigmir)net TOP 100

 

Назад